Социально-политические реформы и их последствия

Социально-политические реформы и их последствия

В жизни государств переходные периоды всегда опасны, поскольку со смертью или переделкой старого государства может погибнуть и его народ. Сегодня мы вынуждены пожинать итоги неверной политики перестроечного правительства. Расползание ядерного оружия, начавшееся после распада Советского Союза, неблагоприятно отразится не только на России, но может привести к ужасным последствиям для всего Человечества. Несмотря на потепление отношений с Западом, над миром как никогда нависла угроза ядерной войны, которая может произойти между бывшими республиками СССР, поскольку единый контроль за ядерным оружием отсутствует. Запад проявил несвойственную ему политическую недальновидность, поспешив признать государственную самостоятельность отколовшихся от СССР новообразований, но за это ему придётся ещё не раз расплачиваться.

По словам русского философа И.А. Ильина, «разложение, как зараза, перекинется на другие народы, находящиеся за пределами России». Это будет первая обязательная расплата и произойдёт вторая, ещё худшая. Мы не думаем, что люди Европы и Америки желают провести остаток жизни в бомбоубежищах или в лагерях для беженцев.

Специалисты-ядерщики постоянно уезжают из России в зарубежные страны, не владеющие пока ядерным оружием, но стремящиеся его заполучить. Что будет, если бывшие советские учёные помогут им осуществить это стремление? Беспорядочная распродажа новых технологий может существенно изменить в будущем расстановку международных сил.

После успешно проведённых в России дефедерализации, демилитаризации, деиндустриализации и денационализации в 1993 году началась лавинообразно нарастающая стагнация (остановка всех производств), что сделало вообще многие процессы в стране неуправляемыми. Если в июне 1993 простаивало 2237 предприятий (согласно данных Министерства экономики России), в ноябре – 2772, то в декабре – 3262. Рост цен происходил в 2,1 раза быстрее, чем рост зарплаты. За 1993 год промтовары подорожали в 10 раз, транспорт – в 21 раз, услуги населению в – 24 раза, лекарства – в 50 раз. Из-за диких налогов российские предприниматели хранят на депозитных счетах иностранных банков 20 миллиардов долларов (по другим оценкам эта цифра на порядок больше). Одна треть населения жила ниже прожиточного минимума, в 1994 г. за чертой бедности оказались 3/4 населения. Реальные доходы государства упали по сравнению с 1984 годом в 4 раза. Прирост населения в России, несмотря на активный въезд беженцев из стран ближнего зарубежья, сократился на 0,8 миллионов человек.

Социальная деструкция, охватившая российское общество, породила массовую организованную преступность, которая, как пожар, перекинулась в другие страны. Из-за социального хаоса в руках преступников оказываются не только передовые технологии, но и новые виды оружия, в том числе и психотронное.

Особенно страшно социально-деструктивное оружие, в течение нескольких суток превращающее социально организованную структуру государства в полный хаос. От него на сегодняшний день нет защиты. Применение его может спровоцировать гибель всего Человечества. Думается, что те, кто причастен к этому, понимают сейчас, о чём мы говорим. Всеобщий мир и стабильность можно гарантировать странам при условии, что больше никто не будет пытаться устанавливать в России свои порядки.

Этика вместо оружия

Сущность государства определяется целями и методами их достижения. Цели государства, как правило, совпадали с целями правителей: захватить, поработить, обогатиться, т.е. каковы цели людей, приходящих к власти, таково и государство. Власть, захваченная силой, вынуждена непрерывно защищаться. Но если государство поставило перед собой цель – Общее Благо, то это уже совершенно иная организация.

Оружием политической силы должны стать этика. Политикам придётся отказаться от всех скомпрометированных в политической борьбе средств и основываться на жизнеутверждающих моральных принципах. Например тех, которые выдвинул Л.Н. Толстой (ненасилие, нестяжательство), а его последователь Мохандас Ганди на практике доказал их жизненность, когда руководимый им индийский народ в борьбе за свою независимость смог без единого выстрела победить колонизаторов. Не было насилия и не было крови, но была борьба, увенчавшаяся успехом.

Революция разрушает эволюцию. Превознесение революции, как правило, имеет политические цели, поэтому всегда умалчивается о преступлениях, разгуле страстей и той низости, которые сопровождают революционный процесс. Если правительство отказывается проводить социальные исследования, обсуждать социальные проблемы и заниматься социальными экспериментами, оно само подписывает смертный приговор тому социальному укладу, который олицетворяет. Его первейшими задачами являются обуздание разгула страстей, предотвращение насилия, грозящего перекинуться на всю страну, просвещение и недопущение морального и физического избиения государственных, научных, военных, дипломатических и политических кадров, которые станут первыми жертвами возможных беспорядков.

Отказ от насилия не означает для нас отказ от сопротивления злу. Речь идёт о том, чтобы борьба с ним осуществлялась в рамках моральных принципов.

Твёрдая и устойчивая власть – не та, которая решает возникающие проблемы усилением репрессивного режима. Репрессии никогда не останавливали того, что должно произойти. Они только превращали следующие за ними беспорядки в жестокие вакханалии злобы и ненависти, в сведение личных обид и счётов. Твёрдая власть знает, какое решение в данной ситуации снимет возникшую проблему, и неукоснительно проводит это решение в жизнь. Репрессии характеризуют слабую власть. Сами моральные принципы могут стать источником силы государства, если они жизненны, т.е. основаны на традициях предков и соответствуют законам природы.

Часть III Процветание России

Задачи государственной власти

Программы по выходу России из кризиса будут действенны лишь в том случае, если их осуществлять будут люди, руководствующиеся этическими принципами, основанными на древнерусской морали. Успех претворения программ будет определяться тем, насколько полно эти принципы будут восстановлены.

Восстанавливая принцип уважения, необходимо полностью отменить все нововведённые налоги и вместо них, как и было прежде, ввести конкретные цены на госуслуги, что уменьшит расходы на содержание государства и приведёт к исчезновению ненужных государственных учреждений, дублирующих друг друга и занимающихся лишь мздоимством. Надо не забывать, что минимальность налогов или их отсутствие всегда привлекало иностранных инвесторов. Сегодня об этом так много говорится и что только не предлагается, кроме самого простого – дать им возможность заработать.

Ограничения по прибыли, налагаемые на банки, биржи и арендный капитал, ни в коем случае не должны распространяться на производителей, особенно; если эта прибыль тратится на развитие производства. Для того, чтобы хорошо жило государство, нужно, чтобы хорошо жили производители. Западный мир давно понял эту истину, там вся прибыль, вкладываемая производителями в производство, освобождена от налогов.

Для остановки гонки цен следует внедрить в экономику принцип преемственности, который требует восстановления государственной сферы, независящей от частной. Как мы уже говорили, эти сферы будут самодостаточными. Разница между ними только в том, что в государственной сфере цены станут постоянными, а в коммерческой сфере цены могут быть произвольными, и могут изменяться и расти хоть каждый день. На фоне государственной стабильности их выверты для населения, прежде всего для пенсионеров и малообеспеченных граждан будут не опасны.

Западные страны выходили из экономического кризиса и останавливали у себя инфляцию не постепенно, а в одночасье, издав закон, замораживающий рост зарплаты и всех цен. Наше предложение разделения коммерческой и государственной сферы значительно мягче западной меры шоковой терапии и рассчитано на 6-8 месяцев – срок полной остановки инфляции.

Цена на товар в государственной сфере должна оставаться неизменной. Если в яблоке 40 калорий, то получить из него 50 калорий никак не удастся, а на российском рынке цены на фрукты постоянно демонстрировали чудеса появления энергии из ниоткуда. Но сегодня у фруктового рынка появилось много «достойных» конкурентов, творящих деньги из ничего. Введение твердых цен положит конец существованию таких «кудесников», но механизм получения сверхприбылей не исчезнет. Возможность её получения будет заключаться не в увеличении цен, а в снижении себестоимости, прежде всего энергозатрат, при производстве товара. Следует отметить, что в СССР на душу населения производилось в два раза больше энергии, чем в США, а реально до потребителя доходило в два раза меньше, чем до американского потребителя. Поэтому уровень жизни в СССР был значительно ниже. Это происходило благодаря тому, что в США жёсткие экономические условия заставили внедрять в производство энергосберегающие технологии.

Выполнение принципа соответствия в экономике означает проведение в обществе антимонопольного комплекса мер и мер, запрещающих эксплуатацию человека.

Соблюдение в экономике принципа сотрудничества требует принятия законодательных мер, предотвращающих преступность и удерживающих конкуренцию в рамках этических принципов.

Чтобы не возникло перекосов в экономике, необходимо соблюдать принцип соизмеримости: цены должны быть сбалансированы согласно энергетическим затратам. Для этого могут быть полезны уже упоминавшиеся рекомендации американских ученых Говарда и Элизабет Одум, чьи методики используются при определения стоимости товара1. Они предложили определять цену предмета в единицах энергии, расходуемой на его производство, транспортировку и продажу. А всё, что выше этой цены – спекуляция и раскрутка инфляции. Этот подход позволяет точно определить не только стоимость произведённых изделий, но и цену творческого труда и даже вывести точный процент инициатив рантье и ростовщиков, чья деятельность постоянно подвергалась критике, как справа, так и слева. Такой подход остановил бы рост цен, который есть не что иное, как надувательство людей в масштабах всей страны.

1 Политэкономия социализма не имела чёткого определения стоимости; в действительности стоимость – это энергия, затраченная на производство товара.

Принцип открытости в экономике требует применения комплекса мер, обеспечивающих экономическую свободу наших граждан, и подчинение их экономическим законам тех стран, в которых они осуществляют свою деятельность.

России неоткуда и не от кого ждать помощи. Мы можем рассчитывать только на свой народ. Например, можно обратиться к предприятиям-производителям с просьбой дать под реализацию товар, который они сегодня не могут продать, а государство отдаст этот товар в кредит тем, кто в нём нуждается и благодаря которому начнёт работать. Так постепенно все остановленные производства будут приходить в себя. На получаемые от оборота средства восстановится государственный сектор. Предлагаемые меры, основанные на моральных принципах, не возвращают общество назад к тоталитарной системе, но позволяют обеспечить процветание народа и сделать власть сильной, понимающей, что и зачем она делает.

Пути возрождения российской деревни

Некоторые аграрии видят причину падения сельского хозяйства в том, что земля не передана в частное владение. На Руси земля принадлежала общине, которой она передавалась в вечное пользование без права продажи, и мы должны чтить эти традиции. Но исходя из того, что все мы имеем свою долю в национальном богатстве, каждый человек может претендовать только на один гектар земли1, который он может сдать в аренду или продать, т.е. частное владение землёй может распространяться только на нашу долю, и речь не может идти о всей земле в целом. Причина падения уровня сельскохозяйственного производства конечно не в отсутствии частной собственности на землю, а в утрате национальной, народно культуры, оплотом которой являлась российская деревня.

1 В зависимости от плотности населения и уровня технологий эта цифра будет уточняться.

Густонаселённые государства Азии и Южной Америки пошли по пути «зелёной революции». Китай и Индия, имеющие самое большое количество населения, после проведения «зеленой революции» смогли накормить не только себя, но и стали активными экспортёрами продукции сельского хозяйства. Суть «зелёной революции» в том, что правительства приобретали лучшие в мире интенсивные технологии сельского хозяйства в комплексе, а не по отдельности, как это делалось в России. Например, семена покупали вместе с перерабатывающими агрегатами. Если приобретались высокопродуктивные животные, то для их содержания ввозилось оборудование и обучались специалисты.

Сейчас большинство стран в развитии интенсивных технологий в сельском хозяйстве ушли настолько далеко вперёд, что нам не мешало бы у них поучиться. Например, средняя урожайность зерновых в Нидерландах составляет 70 ц/га, при 15 ц/га в России; при искусственном разведении зеркального карпа в России получают 7 ц/га за год, в замкнутых же аквасистемах японцы за то же время получают 20000 ц/га. Из-за отсутствия средств мы могли бы сейчас вообще не покупать новых технологий, а использовать отечественные разработки. Например, ушаковская методика посадки растений правильным треугольником и внесения удобрений под каждое семя (по сути, забытое дедовское знание) позволяет выращивать 120 ц/га зерновых, до 2000 ц/га картофеля при средней его урожайности по России 200 ц/га. И таких упущенных возможностей десятки и сотни. Конечно, «зелёная революция» не решила бы кардинально всех проблем русской деревни, но она смогла бы накормить нашу страну.

Попытка правительства привить в России фермерство без учёта общинного характера русской культуры обречена на провал. До революции на одну среднюю крестьянскую семью приходилось 40 гектаров земли, 4-5 лошадей и 8-9 коров. И со всем этим хозяйством семья справлялась, не имея ни механизированных орудий труда, ни даже электричества. Люди могли работать и работали весело, поскольку был в семье дух сотрудничества. Огромные инвестиции государства в сельское хозяйство стали малоэффективны, потому что жизнь в деревне с утратой культуры и традиций сделалась неинтересной и безрадостной. Не случайно даже преуспевающие фермеры, как показывает практика, однажды всё бросают и уезжают обратно в свою деревню или город, так как они не привыкли к одиночному существованию. Несмотря ни на какие дотации деревня продолжает умирать. Идея фермерства сможет иметь успех в России лишь в случае соединения частного хозяйства и совместного существования крестьян в одной деревне, т.е. хозяйственники не будут переезжать на новые места и их земля и хозяйство будут находиться недалеко от деревни.

Утрата самобытности невосполнима. Большевики, успешно ведя борьбу с «частнособственническими инстинктами», смогли «победить» и народные промыслы, а ведь это была наша древняя культура, без которой бесполезны любые инвестиции в сельское производство, в само село или в сельскохозяйственные кооперативы, ибо без культуры мы ничего не сможем по-настоящему поднять.

Есть ещё одно эффективное средство, которое не только накормит страну, но и создаст предпосылки для решения проблем российской деревни – это создание высших сельскохозяйственных, культурных, духовных училищ, целью которых должна стать подготовка в течение 4-5 лет сплочённых коллективов разносторонних специалистов из 6-25 человек, которые после окончания учёбы будут выезжать на село как самостоятельная ассоциация фермеров. А в действительности это будет созданная вновь российская община, призванная возродить и русскую культуру, и российские деревенские традиции, и сельское производство, и жизнь на селе.

Широкое образование выпускников, включающее в себя овладение культурными традициями российской деревни и этики взаимоотношений, позволит создать на селе центры возрождения утраченной культуры. Освоение каждым учащимся всех сельскохозяйственных профессий (по подсчётам самих фермеров их нужно 24) и овладение мировым опытом ведения интенсивного сельского хозяйства избавят выпускников от тяжёлого, немеханизированного, отупляющего труда, из-за которого в традицию вошло пьянство. Главным будет приобретение разносторонних практических навыков, позволяющих выпускникам легко решать любые задачи, которые ставит современная сельскохозяйственная деятельность. Сейчас для многих фермеров они остаются неразрешимыми именно из-за отсутствия у них разносторонних профессиональных навыков.

Большое внимание в училищах будет уделяться искусствам, способствующим развитию чувства гармонии, ибо только в этом случае Красота, которая призвана спасти мир, спасёт российскую деревню. Высокое этическое воспитание студентов сделает жизнь человека невозможной без сформировавшегося в училище коллектива, а это будет надёжно закреплять человека на земле и способствовать его гармоничному развитию. Параллельно с учёбой на последних курсах сформировавшиеся коллективы будут работать на производстве и смогут заработать стартовый капитал для дальнейшей жизни на селе. Это позволит им по окончании училища организовать своё производство без дополнительных государственных инвестиций.

Продолжая развивать в России фермерство с учётом достижений стран, сумевших провести у себя «зелёную революцию», и возрождая русскую общину, постепенно мы сможем не только восстановить сельское хозяйство, но в итоге село по уровню развития производства и культуры должно превзойти город.

Будущее за общинами, впитавшими в себя древние традиции российской деревни. Именно они поднимут сельское хозяйство и помогут встать России на ноги.

Этика и экологический кризис

Человек не воспринимает себя частью большого организма, называемого биосферой, поэтому он пренебрегает этическими принципами в отношениях с природой. Попирая принцип уважения, человек загрязняет окружающую среду отходами, которые возвращаются к нам через воздух, воду и растения (не случайно так много заболеваний суставов, дыхательной и пищеварительной систем, которые обусловлены чисто экологическими причинами). Нарушение принципа терпимости по отношению к природе проявляется в борьбе с «вредными» насекомыми и сорняками. Поэтому мы едим гербицидную и пестицидную пищу, хотя биологи давно уже разработали биологические методы защиты урожая. Мы не помогаем природе в её бедах, чем сводим на нет принцип сотрудничества. Мы не заботимся о том состоянии природы, которое нам досталось от предков, чем не выполняем принцип преемственности. Мы не улучшаем условий существования природы, значит не соблюдаем принцип открытости. Нарушение принципов соответствия и соизмеримости проявляется в том, что мы не отдаём природе столько же, сколько берём у неё, и не предоставляем ей возможности восстановить то, что у неё забрали. Неудивительно, что ежегодно вымирают десятки видов животных и растений, исчезают лесные массивы, мелеют реки, происходит широкомасштабная эрозия почвы, меняется климат, нарушается глобальная экология планеты – и всё это результат нарушений этических принципов в отношениях с природой. Но нельзя рубить сук, на котором сидишь.

Сегодняшнее потепление климата, обусловленное парниковым эффектом от выделения в атмосферу планеты углекислого газа антропогенного происхождения способствует всё большему поглощению солнечной энергии. Эта энергия идёт на испарение, что интенсифицирует влагооборот планеты и увеличивает количество ветров, из-за чего растёт число стихийных бедствий и катастроф, мощность которых с каждым годом становится всё более угрожающей. Поступающая в атмосферу дополнительная влага тоже, как известно, усиливает парниковый эффект. Поэтому при продолжающемся росте количества углекислого газа, вырабатываемого цивилизацией, и сокращении лесных массивов в результате вырубок, приближается критическая точка, когда разогревание планеты и интенсификация влагооборота вызовут общепланетную экологическую катастрофу, известную из древности как всемирный потоп. В течение первых двух месяцев после начала ливневых дождей, выпадет около 5 метров осадков, которые уничтожат все строения и коммуникации цивилизации, смоют всю почву. Перераспределение водных масс с океана на континенты вызовет напряжения в земной коре, что станет причиной многочисленных землетрясений и извержений вулканов, в результате чего наступит резкое похолодание и зима будет длиться около трёх лет, пока вся вулканическая пыль не осядет на землю. Время регенерации почвы на планете составляет 600–1000 лет, поэтому без сельского хозяйства Человечество снова будет отброшено в каменный век, поскольку сможет заниматься только собирательством, и через 20–40 поколений потомки растеряют и забудут все достижения нашей цивилизации.

Для предотвращения этого грозного явления Россия должна решительно взяться за восстановление многоярусных лесов и отказаться от столь безрассудной вырубки, количество вырубаемого леса должно быть меньше его ежегодного прироста.

Многоярусные леса препятствуют парниковому эффекту и задерживают проникновение холодных воздушных масс с севера, чем смягчают климат. В местах произрастания лесов почти не бывает землетрясений. Удерживая влагу, они препятствуют обмелению рек (только в одной Малороссии в результате вырубки лесов исчезло уже 4000 рек) и в то же время не дают разыграться наводнениям, поскольку замедляют процесс таяния снега.

По оценке специалистов, начиная с 1986 года, биосфера планеты вошла в зону неустойчивости атмосферных параметров, а это означает, что теперь каждый год лавинообразно нарастает количество и сила стихийных бедствий. Если не будет предпринято экстренных мер, то любой последующий год в жизни Человечества может стать последним.

Следует обратиться к помощи представителей древних религий, которые владеют методами воздействия на стихии.

Необходимо создать ещё один Всемирный экологический комитет, который бы участвовал в регулировании использования странами природных ресурсов (прежде всего лесных).

Все правительства мира и учёные планеты, кому не безразлична судьба Человечества, не имеют права скрывать новые экологические данные. Совместными усилиями должна быть выработана экологическая программа, упреждающая надвигающуюся глобальную всемирную катастрофу.

Многомерная экономика

История изобилует примерами, когда народ, уповая на политического лидера, помогает ему прийти к власти, а тот не оправдывает возлагавшихся на него надежд. Россия не составляет исключения из этого правила. Перестроечное правительство, например, полностью скомпрометировало идею демократии. Интеллигенция, на плечах которой сегодняшние демократы пришли к власти, ими же поставлена на грань вырождения и гибели. У неё есть лишь два выхода: переродиться в зарождающееся сословие «новых русских бизнесменов» или, влача жалкое существование, превратиться в постперестроечных бомжей. В любом случае, при сложившихся обстоятельствах, если не будет предпринято соответствующих мер, интеллигенция рано или поздно исчезнет, как в своё время исчезло дворянское сословие. Возникшее и всё усиливающееся противостояние слоев общества делает всё более реальной возможность расчленения страны.

Новые партии и общественные союзы, не имея никакой теоретической и практической базы, раскалываются на всё более мелкие организации и с лёгкостью сулят народу решение всех его новых и старых проблем. Реально, что можно сегодня сделать – вытащить из прорыва производство, остановить инфляцию и только потом заниматься вопросами социального обеспечения.

Как же всё-таки народу застраховаться от невыполнения обещаний лидерами, которых он выбирает? Как сделать, чтобы выполнение обещанного не зависело от прихоти пришедшего к власти? Для этого необходимо, чтобы государством управляли законы, основанные на этике, а возможность произвола чиновника была сведена к минимуму. Когда власть, пусть даже небольшая, вручается в руки отдельного человека, то, хочет он этого или не хочет, у него появляется возможность импровизации, граничащей подчас с произволом. Если в государстве до автоматизма отлажено законодательство, то тогда отпадает необходимость, чтобы обществом управлял человек – функция власти становится наблюдательной. Но автоматизм предполагает наличие обратных связей, т.е. государство и общество должны стать живыми системами.

Некоторые российские политические партии одним из основных способов выхода из экономического кризиса считают внедрение в производство наиболее ценных изобретений, которых у нас в стране достаточно. Но реализация прогрессивных разработок зачастую оборачивается кризисом перепроизводства. Это видно на примере других стран. Машинизация труда, приходящаяся на начало нашего века, привела в развитых странах к массовым увольнениям рабочих, снижению покупательной способности населения и невиданному экономическому кризису. Освоение обществом дорогостоящих программ: повсеместное строительство автомобильных дорог в США, осуществление полёта на Луну и подобных им по размаху приводило к оттоку средств из народного хозяйства, дефициту товаров с соответствующим ростом цен. Результат тот же – экономический спад, грозящий перерасти в кризис.

Именно поэтому даже благие намерения пришедшего к власти лидера заканчиваются неприятностями и для него, и для народа. Например, увеличение бюджетных зарплат, пенсий, выплата всевозможных компенсаций у нас в стране вызвали придумывание новых налогов и пр.

Чем же всё-таки объяснить, что благие намерения и прогресс приводят к экономическим кризисам? Что же надо сделать, чтобы социально-технический прогресс не вызывал в обществе кризисов? И какие меры нужно принять, чтобы внедрение изобретений и большие государственные программы не останавливали производств, не создавали дефицита, а поднимали благосостояние народа?

Мы уже начинаем привыкать к настойчиво повторяемой мысли, что возникающие кризисные явления кому-то выгодны. Но дело в том, что они не просто кому-то выгодны, а происходят из-за нарушения принципа соответствия между производственной и непроизводственной сферами. Как только по инициативе государства происходит отток людей и средств из производственной сферы в непроизводственную, начинает уменьшаться производство продуктов питания и товаров народного потребления, а непроизводственная сфера, наоборот, увеличивает их потребление. При достаточно сильном перекосе в развитии непроизводственной сферы экономический кризис неизбежен.

Деньги стали всеобщим эквивалентом, хотя в действительности таковым не должны быть. Они вторглись из области материальных отношений во все сферы человеческих взаимодействий, где до сих пор отсутствуют свои эквиваленты. На деньги сегодня можно купить если не всё, то очень многое: власть, любовь, идеи, права, привилегии… Но ведь каждый из нас знает, что вместо любви покупается лишь её эрзац, а настоящее чувство можно получить лишь как ответ на свою любовь, да и то не всегда; или взамен своей любви. Каждый из нас может; догадаться, что ценные идеи никто никогда за деньги продавать не будет. Очевидно, что настоящим эквивалентном в любой сфере является сам объект обмена: любовь обменивается на любовь, права на права, идеи на идеи, власть на власть, сырьё на сырьё. С чувствами, правда, вопрос сложнее…

Человеку, добывающему себе пропитание в поте лица своего, нужны не деньги, а пища, восстанавливающая его силы, т.е. в данном случае эквивалентом человеческого труда является энергия пищи. Деньги – всего лишь посредники. При промышленном производстве предметов станку нужна техническая энергия, а не деньги. Получается, что в сфере обращения товаров нужны два вида эквивалента: первый – человеческая энергия, второй – техническая энергия, которая имеется в добываемом сырье. Но если в производимом предмете скрыты какие-то идеи и услуги, то появляется необходимость третьего вида эквивалента, охватывающего всю непроизводственную сферу. Этот эквивалент тоже энергетический, только он выражает потенциальную энергию, сэкономленную при производстве предмета благодаря применению идей.

Таким образом, цена любого предмета состоит из трёх стоимостей:

  • энергии человека;
  • энергии машин, затраченной на производство этого предмета;
  • сэкономленной энергии в результате применения идей при его изготовлении. Сэкономленная энергия закладывается в производимый предмет в тех же энергетических единицах.

Трём стоимостям, которые проявляются в любом предмете и в любой услуге, должны соответствовать три вида денег, не конвертируемых между собой, которые будут образовывать три независимых круговорота. Как только произойдёт разделение всех трёх каналов на независимые круговороты энергии, можно будет говорить о возникновении многомерной экономики.

Сравнивая общество с живым организмом, мы видим, что в организме существуют несколько несмешиваемых каналов, по которым происходит круговорот вещества и энергии. Первый канал – кровообращение, где распределяются питательные вещества, второй канал – пищеварение, здесь пища превращается в питательные вещества крови. И третий – нервный канал, по которому идёт поступление и переработка информации, обеспечивающей добычу организмом пищи. В обществе все эти три канала совмещены в один канал – товарно-денежного обращения, потому что на одни и те же деньги, ставшие всеобщим эквивалентом, можно купить пищу, сырьё, товары народного потребления, природные богатства и информацию. Невозможно представить себе организм, у которого кровообращение, пищевой и нервный каналы совмещены. Такой организм или крайне примитивен, или смертельно болен. Поэтому-то в каждом из нас существует тенденция к самостоятельному, независимому существованию, которая в социальном плане приводит к новым автономиям и суверенитетам.

О первых двух круговоротах уже было сказано, к третьему круговороту следует отнести идеи, а также услуги (потому что услуга несёт в себе идею). С другой стороны, всякое изобретение-идея приносит обществу или предприятию, где оно используется, постоянный доход, в то время как сегодняшний изобретатель получает лишь единовременное пособие за свою разработку. Патенты и учёные степени должны приносить их владельцам ежемесячный доход, пока они внедрены и используются предприятиями. И платить надо не за одну учёную степень, а за все, какие человек приобрёл. Тогда изобретатели и научные работники не прятали бы свои изобретения, разработки и открытия и не пытались бы продать их в другие страны, где за них обещают высокую плату. Нельзя забывать и про авторов открытий и эпохальных изобретений. Изобретатели, использующие их в своих разработках должны отчислять 3% от полученной прибыли в пользу первооткрывателей.

Одним из главных препятствий в развитии науки и творчества является тенденция возводить существующие научные и социальные парадигмы в ранг государственной идеологии. Проявляется это в поддержке государством тех или иных научных концепций. Так, немецкий врач и химик Самуэль Ганеман никогда не смог бы утвердить свою гомеопатию, если бы не имел поддержку правительственных кругов. Российские медицинские дипломы, как и некоторые другие, не признавались и не признаются в развитых странах – ни до Октябрьской революции, ни после неё. Исключение составляет Израиль, где одно время наши врачи пользовались популярностью, во всяком случае, их не заставляли переучиваться, как это происходило в развитых странах, в том числе и в США, где по конституции ни одна идеология не может стать государственной.

Тем не менее в странах с развитой конкуренцией существуют научные и медицинские школы, стремящиеся подавить все другие конкурирующие школы. Сколько при этом губится прекрасных достижений! Россия должна прекратить эту практику. Каждый ученый должен иметь право и возможность независимо от государства создать свою научную школу, открыть свой институт. Запрещение возводить научные и социальные концепции в ранг государственной идеологии снимет тормоза с научно-технического и социального прогресса.

Наибольшую ценность для нации и цивилизации представляют социальные изобретения, потому что благодаря им становится возможно творчество во всех областях науки и техники. Но именно этот вид изобретений до сих пор не подлежит патентованию, хотя именно он даёт человеку наибольшее количество свобод для самовыражения и творчества. А это ведёт к процветанию нации. Если же у народа нет таких свобод, культура импортируется из более развитых стран.

Непроизводственная сфера имеет ещё один независимый круговорот – круговорот прав и способностей. Кроме неотъемлемых прав – на жизнь, здоровье, труд, жильё и т.д. – есть ещё приобретаемые человеком права (права по праву): на привилегии, на вознаграждение за инициативу и пр. «Права по праву» должны быть заработаны человеком путём развития своих интеллектуальных, психофизических способностей, морально-нравственных устоев или своими социально значимыми действиями. Этот четвёртый круговорот заставляет человека двигаться по пути эволюции. Когда развитие человека становится целью государства, то его (человека) эволюция перестаёт быть случайной и неуправляемой. Человек сознательно и целенаправленно будет работать над собой. И тогда духовные искры, с таким трудом находимые, а затем с таким легкомыслием теряемые, будут копиться в общечеловеческой копилке, и из неё уже ничто не пропадёт.

Этот круговорот позволяет упорядочить распределение власти. До сих пор власть захватывалась, наследовалась, вручалась по назначению, но она никогда не подлежала обмену на способности человека. Ещё Маркс отмечал в «Капитале», что мерилом всех богатств общества является развитость индивида. Это повторяет известную восточную мудрость, что все ценности лежат внутри человека, и если вы не нашли богатство в себе, то куда вы пойдёте его искать? Для человека, принявшего эту точку зрения, будет важно, какой он навык приобретёт и какую способность отшлифует при том или ином труде.

Необходимо ввести четыре различных эквивалента, каждый из которых создаст свой собственный, независимый от других, круговорот. Первый – денежный круговорот человеческой энергии (работы) и пищи, второй – круговорот товаров (машинной энергии) и минерального сырья (а также вторсырья), третий – круговорот услуг и идей, и четвёртый – круговорот прав и способностей.

Четыре вида круговорота соответствуют четырём видам труда:

  • индивидуально-необходимый труд, т.е. труд, поддерживающий жизнь индивида – это круговорот человеческой энергии и продуктов питания;
  • общественно-необходимый труд, который поддерживает жизнь государства и общества – это круговорот товаров и машинной энергии;
  • общественно-полезный труд – это круговорот идей и услуг;
  • индивидуально-полезный труд, заключающийся в развитии своих способностей, самосовершенствовании, учёбе – это круговорот прав и способностей.

Таким образом, мы видим, что при существовании лишь одного денежного эквивалента и одного круговорота товаров и энергии невозможно развитие общества. Для такого общества болезненны любые реформы и любое развитие производства.

Государство с многомерной экономикой

Разделение на независимые круговороты надёжно изолирует производственную сферу от непроизводственной – тогда развитие последней не будет отражаться ни на благосостоянии народа, ни на прогрессе общества, так как в этом случае прекратится отток средств из производственной сферы. Непроизводственная сфера всегда была источником социальной опасности, потому что инфляционные процессы – основное условие её развития. Достаточно вспомнить, что цены на товары и услуги в США за последние 30 лет выросли в 8 раз. Это произошло потому, что непомерно возросло количество услуг населению, порой совершенно ему ненужных, но умело ему навязанных. Явление роста количества услуг обусловлено растущей безработицей, люди вынуждены придумывать новые услуги и открывать свои дела, чтобы не оставаться без работы. Развитие сферы услуг ещё более сказывается на динамике роста прожиточного минимума. В Древней Греции он составлял для свободного человека 3 копейки в день (в эквивалентном пересчёте относительно уровня цен в России 1984 г.), в Древнем Риме 5 копеек, а в царской России – почти 7 копеек. В сегодняшних странах капитала он составляет 20 рублей (22 доллара по паритетному курсу 1984 года), т.е. в 700 раз выше, чем в Древней Греции.

Для более ясного представления о том, как независимые круговороты могут предотвратить развитие любого экономического кризиса, приведём известный пример. В 70-е годы в СССР на заводе, производящем электрические лампочки, стоившие тогда 40 копеек, было внедрено изобретение, увеличившее срок их службы в 6 раз (при этом себестоимость не изменилась). Через какое-то время у производителей лампочек возникли проблемы с реализацией, ведь производство не сократилось, а спрос упал в 6 раз. В итоге из-за полнейшего затоваривания производство остановилось, и власти решили перепрофилировать его на выпуск другого вида товара. Прекращение выпуска ламп создало в стране их острый дефицит, который был ликвидирован восстановлением производства прежних лампочек без всяких новшеств. Этот пример показывает, что улучшение качества продукции может привести к остановке производства.

Себестоимость лампочки складывается из затрат энергии человека – это, как правило, 10% от общей себестоимости, т.е. 4 копейки (одна копейка в 1984 году составляла по нашим оценкам 90 килокалорий) и стоимости затрат энергии станков, т.е. 36 копеек (для упрощения мы не берём все другие затраты). При увеличении срока службы лампы в 6 раз цена должна увеличиться тоже в 6 раз (т.е. 2 руб. 40 коп) и распределиться между производителем, изобретателем, теми, кто помогал внедрять и осваивать изобретение, самим предприятием, использующим это изобретение, и покупателями, которые проявили инициативу купить эту лампочку. Тогда цена будет состоять из трёх различных денежных единиц: 4 копейки – человеческая энергия, 36 копеек – машинная энергия и 2 рубля – экономический эффект от внедрения идеи. Поскольку 40 копеек причитается покупателю, цена для него будет 2 рубля. Таким образом, несмотря на кажущееся увеличение цены, в действительности выиграли все: предприятие, которое может безболезненно сократить производство в шесть раз и всё равно получать прибыль больше, чем прежде; изобретатели и их помощники будут теперь получать прибыль от каждой лампочки; рабочие, у которых сократится рабочий день и увеличится отпуск, а зарплата при этом возрастёт; наконец, мы – покупатели будем в шесть раз меньше покупать лампочек и сэкономим товарные деньги.

В период социализма всякое внедрение новшества на предприятии вело к снижению расценок, что вызывало сопротивление рабочих и руководителей внедрению изобретений на своём предприятии. Изобретение ни в коем случае не должно уменьшать расценки, а наоборот адекватно их увеличивать, так, чтобы в них были заинтересованы и рабочие, и руководители предприятий, и покупатели. Только тогда возможен научно-технический прогресс.

Всеобщая заинтересованность в производственных новшествах и повышении качества товаров создаст предпосылки для возникновения интеллектуальной и творческой индустрии, а введение четырёх независимых круговоротов предохранит общество от кризисов, вызванных внедрением изобретений. Только после этого можно заниматься совершенствованием патентной службы и службы внедрения. Филиалы Института патентования нужно сделать в каждом городе, связав их единой информационной системой, возложив на них всю работу по оформлению и внедрению изобретений. Они будут выполнять функции банков третьего круговорота.

Поскольку все четыре круговорота будут иметь несмешиваемые эквиваленты, человеку придётся участвовать во всех четырёх круговоротах. Во-первых, он будет добывать себе пищу, работая у себя на участке или в каком-либо хозяйстве. Во-вторых, он должен уметь производить товары, работая индивидуально как ремесленник или устроившись на предприятии, производящим какие-либо товары, или принимать участие в добыче природных богатств. В-третьих, если человек пользуется услугами, предоставляемыми ему обществом, то он должен служить в государственном либо частном учреждении, оказывающем услуги населению или самостоятельно заниматься изобретательской деятельностью. В-четвёртых, чтобы приобрести «право по праву», человек вынужден будет постоянно работать над собой и совершенствовать свои способности, учась в институте или занимаясь в клубе, кружке, секции. Все 4 цикла могут быть организованы на одном предприятии, как это могли себе позволить до перестройки крупные организации.

Такое равномерное распределение видов труда избавит крестьян от тяжёлого отупляющего труда, рабочим придаст интеллигентности, а интеллигентам – здоровья. Человек получит реальную возможность для своего гармоничного развития.

Чтобы осуществить перечисленные меры по созданию независимых круговоротов, необходимо:

-создать соответствующие службы, обеспечивающие эти круговороты;

-достаточный запас свободных средств, чтобы платить людям дотации из средств тех круговоротов, в которых они не работают, до тех пор, пока они не начнут участвовать во всех круговоротах;

— внедрить во все отрасли промышленности замкнутые, безотходные, универсальные производства.

Однако, если эти круговороты нельзя претворить сегодня – это не значит, что их нельзя будет претворить завтра. Как только удастся остановить процесс инфляции и поднять средний уровень жизни народа до прежних показателей, можно будет приступить к организации всех четырёх круговоротов.

Хотим мы сегодня этого или нет, но жизнь заставляет нас перестроить структуру промышленности на замкнутые круговороты, которые предполагают использование замкнутых универсальных производств. По данным профессора Н.Н. Амшинского 90% получаемой Человечеством энергии расходуется на добычу и переработку минерального сырья, а 90% добытого сырья снова идёт на получение энергии. То есть энерго-сырьевой комплекс цивилизации работает сам на себя и представляет собой монстра, пожирающего богатства нашей планеты.

Поэтому переход на замкнутые безотходные универсальные производства, при которых КПД использования энергии может достигать 20-40% и более (вместо 7-15% в современной промышленности), удешевит производство в 3-4 раза и сократит добычу полезных ископаемых в десятки раз, поскольку безотходные замкнутые производства работают преимущественно на собственном вторсырье. По подсчётам специалистов, если прекратить сжигать отходы производства и использовать их во вторичных производствах, благосостояние народа вырастет сразу в три раза – это без каких-либо особых капиталовложений и изменений в сегодняшнем производстве.

Применяя биотехнологии, у которых, как известно, КПД использования энергии 70% и более, мы можем удешевить производство в 5-10 раз, и соответственно цена биотехнологических товаров тоже будет меньше в 5-10 раз, при этом добычу полезных ископаемых удастся сократить в сотни и даже в тысячи раз. Сегодня с помощью биотехнологий получают абсолютно всё: пищу, чистые металлы, бесконечное многообразие всевозможных веществ и утилизируют энергию. Внедрение в нашу жизнь биотехнологий и замкнутых универсальных безотходных производств снимет проблему вмешательства человека в биосферные циклы планеты, что предотвратит эколого-климатическую катастрофу и решит многие экологические социальные проблемы и прежде всего проблему выживания России и всего Человечества.

Осуществление всех 4-х независимых круговоротов и создание универсальных замкнутых производств с использованием биотехнологий превратит наше государство в живой организм, преимущества которого очевидны. Ни один вид прогресса не будет приводить к социальным кризисам, поэтому прогрессивные преобразования будут не только провозглашаться, но и осуществляться. Наконец, такое общество проще переносит любые социально-политические изменения, что позволит безболезненно построить новую форму государства на основе моральных принципов. Четыре независимых круговорота создают условия для появления совершенных людей, действительно способных создать творческую индустрию. Эти условия позволят возродиться высокодуховным, творческим общинам, у которых уже не будет причин для распада, как это имеет место сегодня.

Четыре круговорота, позволяющие в обществе обмениваться товарами и энергией, природными ресурсами и человеческой деятельностью, правами и способностями, идеями и услугами, позволят ограничить вмешательство государства в жизнь человека, поскольку закончится всемогущество государственного чиновника, лишённого в этом случае права распределения.

Что при феодализме, социализме и капитализме распределялось местной и центральной бюрократией, будет свободно обмениваться в обществе без их участия.

 Ответственность за судьбу России

Сейчас всё настойчивее звучат голоса тех, кто говорит, что у России нет будущего, что народ спился, промышленность развалена, впереди пустота и надеяться не на что. В этом случае полезно вспомнить слова поэта-гуманиста эпохи Возрождения Франчески Петрарки: «Несчастен тот, кто хочет быть несчастным». Настоящая опасность не в том, что разваливаются жизнеобеспечивающие производства и деградирует социальная структура общества, а в том, что отсутствует политическая сила, способная вывести нашу страну из сегодняшнего экономического хаоса. Многие партии, называемые демократическими, различаются только названием, а по сути отстаивают интересы различных монополий. Одни выражают интересы государственной системы, другие – крупных коммерческих структур. К тому же люди, прожившие в социалистическом государстве много лет, не способны быстро адаптироваться и научиться мыслить не по-социалистически. Как бы искренне они не считали себя демократами, но на бытовом уровне их социалистический образ мысли постоянно проявляется.

Человек выделяет себя из массы других людей, он отделяет свой коллектив от других коллективов, свою нацию – от других наций, свою страну – от других стран, Человечество – от природы. Но это отделение условно, в действительности всё перечисленное вместе представляет единый организм. Природа, в отличие от человеческого полуживого общества, не нарушает законов синергетики, а потому остаётся всегда живой и оживляет Человечество настолько, насколько соприкасается с ним. Вопросы: кто важней – я или он, они или мы, моя национальность или его, Человечество или природа – бессмысленны, ибо как ответить, что важней: печень или сердце? Без того и другого организм просто не сможет существовать. Все мы вместе – это единый организм, и чем больше людей будет понимать это, тем совершеннее он будет становиться. И если мы вместе имеем одни и те же устремления, то в мире не найдётся силы, способной противостоять нам. Ибо мы вместе – не просто организм, а нечто большее.

Мы знаем, что каждый несёт ответственность не только за совершённые, но и за несовершенные поступки. Не только за то, что он понимает и не делает, но и за то, что он не понимает и не делает. Каждый, кто осознает свою ответственность за судьбу России, независимо от сегодняшних своих взглядов, должен принять деятельное участие в утверждении общечеловеческих принципов морали.

Человек не может жить без веры, без чётких социальных ориентиров. Этические принципы, вытекающие из народной философии и национальной морали, помогут помочь восстановить веру российского человека, с которой тысячелетиями жила Россия.

Государством должны управлять духовные и высоконравственные люди. Без претворения в жизнь этических норм невозможна эволюция человека и общества.

На основе исторического материала и современных представлений автор – доктор философских наук Шемшук В.А. показал направление эволюции, привёл примеры живых социальных конструкций и сделал прогноз будущего развития России.

(Продолжение следует…)

 Источник

Просмотры: 165

Добавить комментарий